Тревел Хаб

Национальные туристические маршруты: готовое решение для тех, кто хочет узнать Россию с новой стороны

Как привлечь и чем удивить туриста в рамках его же страны? Сегодня это даже не вопрос, а задача, которая стоит перед туристической отраслью. Сложившаяся ситуация с ограничениями возможностей выезда зарубеж стала мощным толчком к росту для локальных путешествий. По плану реализации Стратегии развития туризма к 2035 году должно быть достигнуто увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя РФ. Двигаться к этим показателям помогает не только естественный интерес россиян, но и различные меры поддержки и программы, предложенные государством.
Одна из важнейших среди них - создание Национальных туристических маршрутов в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». О том, какие результаты, перспективы и возможности есть у программы поговорили на круглом столе «Практические подходы к созданию и реализации Национальных туристических маршрутов (НТМ) на территории Российской Федерации», который прошел 14-го декабря в рамках Петербургского международного туристского форума Travel Hub.Путешествуй!.
Реальный опыт и практические примеры, предоставленные спикерами из регионов России, позволили сформировать объективный взгляд на программу и обменяться действующими эффективными практиками.
Национальный маршрут – это готовый туристический продукт, который позволяет повысить качество и доступность поездок по стране. Сегодня по всей территории России действует 47 таких маршрутов. Каждый из них проходит проверку на соответствие критериям Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов», получает финансирование и поддержку в развитии и продвижении.
Одним из критериев получения статуса национального маршрута является пункт «Согласованность». Именно на нем сделала акцент в своем выступлении Мария Осипова, руководитель направления госпрограмм и НТМ туроператора «Невские сезоны» (г. Санкт-Петербург). На примере двух действующих в северной столице туристических маршрутов - «Петербург. Петр. От Первого камня до небоскреба» и «Санкт-Петербург. Новая география» - она рассказала, как строится работа команды в рамках подготовки и реализации проекта.
«Когда вся команда из представителей органов исполнительной власти, из туроператоров, поставщиков туристических услуг работает слаженно над общей целью –тогда у проекта есть шансы на успех», - говорит Мария Осипова. – «При создании программы нас поддерживали комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, и Ленинградской области, городское туристское информационное бюро, компания «Петротур», с которыми мы вместе разрабатывали НТМ по Петербургу и области».
Маршруту «Санкт-Петербург. Новая география», разработанному туроператором «Тари Тур», статус национального был присвоен совсем недавно: на заседании экспертного совета по определению национальных туристских маршрутов при Министерстве экономического развития Российской Федерации 28 ноября. Ставка в нем сделана не на классический Петербург с его всемирно известными достопримечательностями, а на новые районы и недавно появившиеся точки притяжения: креативные общественные пространства и необычные музеи, яркие события и гастрономические места, авторские экскурсии.
Спикеры обсудили и опыт внедрения новых технологий в привычные экскурсионные маршруты. Так, в Санкт-Петербурге проходят экскурсии в новом формате с использованием VR-очков. Организаторы таких экскурсий обещают полное погружение в историю и атмосферу Северной столицы.
Программы национальных маршрутов позволяют не только удовлетворить современного путешественника, но и развивать экономическую инфраструктуру. Привлечение большого количества заинтересованных лиц, в том числе и бизнеса, приводит к устойчивому развитию региона, по которому проходит маршрут. Так, в рамках одного из маршрутов по Санкт-Петербургу специально под тур был разработан мастер-класс по сбитню музеем специй. Теперь он не просто включен в программа НТМ, но и стал отдельным действующим продуктом, который востребован посетителями, приносит доход и позволяет обратить внимание гостей на другие программы небольшого частного музея.
Своими проектами поделилась и Челябинская область, сделав акцент на гастрономический туризм. Ольга Ценнер, руководитель гостиничного комплекса «Бельмонт», рассказала о реализованной в рамках НТМ «Челябинск: к нам прилетают даже метеориты» серии национальных гастроужинов и гастротуров «Новая Уральская кухня». Трапеза-презентация проходит в ресторации «Счастливый Кузюк», г. Златоуст и удивляет национальными блюдами, благодаря которым у гостей есть возможность буквально попробовать на вкус культуру Южного Урала, помогает погрузиться в историю региона и познакомиться с кулинарными традициями.
Особое внимание было уделено маршруту Калининградской области «Путешествия мечты». Проект был специально создан для людей с ограниченными физическими возможностями. Этот маршрут предлагает посетить знаковые достопримечательности Балтийского региона с доступной средой. Это первый и пока единственный Национальный маршрут, рассчитанный на такую целевую аудиторию.